Профессиональная литература

Уважаемые коллеги!
Данные книги вы можете взять в нашей библиотеке.
2022 год


       Бойкова, О. Ф. Защита персональных данных: касается всех! : практическое пособие. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2012. – 95 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; N 142). – Текст : непосредственный.

 Пособие посвящено актуальной проблеме в сфере правового регулирования деятельности библиотек: реализации основных положений законодательства о персональных данных, связанных с их получением, обработкой, хранением и использованием в традиционном и электронном видах применительно к читателям и работникам. Рассматриваются общие вопросы обработки персональных данных в библиотеке, особенности их защиты. Предлагаются юридические консультации и методические рекомендации.

В издании помещены образцы нормативных и технологических документов библиотек, включая согласие на обработку персональных данных, отзыв согласия на обработку персональных данных, формы регистрационной карточки пользователя, формуляра, читательского билета и др.

Пособие предназначено для руководителей библиотечно-информационных учреждений, широкого круга библиотечных работников, преподавателей и студентов соответствующих факультетов институтов и колледжей культуры.

 


  Тихомирова, И. И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) : методико-библиографическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2022. – 335 с. : ил. ; 21. – (В помощь педагогу-библиотекарю) (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 1). – Текст : непосредственный.

Издание является методико-библиографическим пособием, предлагающим полный методический комплекс работы с детьми и подростками по развивающему чтению на особенно важную сегодня тему Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Разделы книги «Сиротство», «Память сердца», «В блокадном Ленинграде», «Под властью оккупантов», «Будущие адмиралы», «Вместе с партизанами», «О разведчиках», «Как спасали раненых», «Они совершили подвиг», «Война и гуманизм» и др. позволят последовательно и полно познакомить детей и подростков с темой войны.

В каждом разделе предлагается методическая аннотация на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения, представлены сами тексты произведений и вопросы для обсуждения, призванные побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного мнения о поступках героев, вести вдумчивый, предметный диалог о героике военных дней и «детях войны».

Всего в пособии кратко очерчены 34 литературных портрета писателей военного времени. Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой теме.

 


     Школа чтения. Опыт, теории, размышления : хрестоматия / составитель И. И. Тихомирова. – Москва : РШБА, 2022. – 320 с. – Текст : непосредственный.

 Книга И. И. Тихомировой включает более двух десятков воспоминаний об опыте чтения в детские и юношеские годы самых разных известных людей, русских писателей, являющихся гордостью нашей национальной культуры (Н. А. Рубакин, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. М. Левидов, В. Г. Белинский, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. И. Герцен и др.).

Хрестоматия – это приложение к словарю-справочнику «Психология детского чтения от А до Я». Материал хрестоматии поможет библиотекарю, педагогу, родителю составить четкое представление об особенностях детского восприятия, чтобы поддерживать его и развивать, ценить и уважать, почувствовать его неповторимость и богатство, силу и выразительность. Абстрактные разговоры о роли чтения не могут дать того, что могут дать конкретные примеры из жизни конкретных людей.

Хрестоматия может быть интересна и самим подросткам, которые жаждут принести пользу своему отечеству. Книга содержит незаменимый материал для самообразования специалистов в области детского чтения. Материал поднимет планку профессиональных размышлений о роли книги и чтения в жизни человека на высоту, до которой нам всем тянуться и тянуться.


2021 год


Гендина Н. И. Формируем информационную культуру школьника: познавательные пятиминутки : учебно-практическое пособие / Н. И. Гендина. – Москва: РШБА, 2020. – 280 с.

Новое издание Н. И. Гендиной «Формируем информационную культуру школьника: познавательные пятиминутки». Данное учебно-практическое издание тесно связано с учебно-методическим комплексом «Основы информационной культуры школьника», однако может использоваться и автономно, независимо от него. Пособие раскрывает возможности одной из малых форм организации обучения, один из приемов формирования информационной компетентности и информационной культуры учащихся – так называемые познавательные пятиминутки. «Познавательная пятиминутка» – это малая форма организации процесса обучения, средство целенаправленного формирования познавательных универсальных учебных действий.

  


Литературно-педагогические Лихановские чтения, 4–6 декабря 2019 года : сборник материалов / [составитель И. В. Проскурина, ответственный за выпуск Т. В. Петрова] ; Белгородская государственная детская библиотека А. А. Лиханова. – Белгород : Принт Мастер, 2020. – 95 с.

Литературно-педагогические Лихановские чтения ежегодно подтверждают высокий статус дискуссионной площадки библиотечного и образовательного сообщества в вопросах образования, воспитания, продвижения детского чтения и интеллектуального развития подрастающего поколения. Тема 2019 года – «Ценностные ориентиры развития и воспитания подрастающего поколения». В сборнике опубликованы выступления ученых, специалистов отраслей образования, культуры, раскрывающие актуальность предложенных проблем, существующих в социально-педагогической сфере, поднимающие проблемы нравственного воспитания юных граждан и поиска путей их решения.

В 2019 году государственная детская библиотека А. А. Лиханова отметила 50-летие со дня основания. Инновационные направления деятельности, проектный вектор развития, успешные результаты по итогам реализации проектов – вот тот профессиональный результат, с которым коллектив подошел к юбилею. Успешные практики представлены в сборнике.

Предлагаемые материалы будут полезны и интересны библиотекарям, предоставляющим услуги детям, преподавателям, молодым ученым, студентам и всем, кого волнуют обсуждаемые вопросы и проблемы детства.

 


Тихомирова И. И. Добру откроем сердце. Секреты семейного чтения : методическое пособие для родителей и руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для чтения и обсуждения с детьми / И. И. Тихомирова. – Москва : Детская литература, 2020. – 318 с.

 

Книга одного из лучших специалистов по чтению в нашей стране И. И. Тихомировой раскрывает новый аспект темы чтения.

Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста на материале чтения и обсуждения литературных произведений. Пособие, созданное в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая Россия», предназначено главным образом родителям для проведения семейных чтений. Оно может быть также использовано библиотекарями и учителями начальной и средней школы для уроков внеклассного чтения по нравственной тематике.

Цель – гуманизировать сознание детей, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа, раскрывающий близкую опыту ребенка ту или иную жизненную ситуацию и ее разрешение. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические разделы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке всерьез», «О силе воли и силе духа» и др.

Каждый раздел содержит введение в тему, методические аннотации на приводимые в пособии рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. Книга призвана помочь библиотекарям, учителям, родителям развивать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, включать читаемое в контекст собственной жизни. Нравственное воспитание в пособии сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления.


2020 год 


Адлер, Мортимер. Как читать книги / перевод с английского : руководство по чтению великих произведений. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 336 с. – (МИФ. Культура).

Мортимер Адлер посвятил свою жизнь тому, чтобы научить людей читать правильно. Впервые его книга была опубликована еще в 1940-х, но с тех пор нисколько не утратила актуальности. Напротив, обвинение М. Адлера «Мы не умеем читать» звучит с каждым годом все злободневнее. В постиндустриальный век мы превращаемся из читателей в потребителей информации, механически скачиваем или выхватываем фрагменты, глотаем на бегу колонки газетного текста, интерес к чтению падает, а искусство чтения забывается.

«Как читать книги» – это методика чтения, книга о природе чтения, его видах и способах, о том, как чтение связано с мышлением и обучением. Ее целью является развитие способностей к чтению вообще, но в первую очередь она учит читать великие книги – те, что задаются великими вопросами, те, к которым мы возвращаемся снова и снова. Чтение таких книг – интеллектуальная гимнастика, инструмент познания и способ достижения истины. Это тяжелая умственная работа, требующая терпения, внимания и напряжения способностей.

 


Галактионова, Т. Г. Школа волонтеров чтения. Навигатор для самообразования : учебно-методическое пособие для старшеклассников и студентов / Т. Г. Галактионова [и др.]. – Москва : РШБА, 2020. – 98 с. : цв. ил. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека» : серия 1 ; выпуск 3).

Учебно-методическое пособие будет полезно старшеклассникам и студентам, заинтересованным в освоении опыта волонтерской деятельности в области поддержки и развития культуры детского и молодежного чтения. Издание предлагает тексты лекций, практические задания, интерактивный дневник команды. Материалы прошли успешную апробацию в программах «Литературное творчество» ОЦ «Сириус», «Литературный разворот» ОЦ «Интеллект», рекомендованы Институтом педагогики СПБГУ для использования в общеобразовательных школах, библиотеках и центрах по работе с одаренными школьниками в рамках реализации курсов «Индивидуальный учебный проект», «Социальное проектирование», «Волонтерская практика». Курс «Школа волонтеров чтения» доступен на платформе Stepic.org. Можно зарегистрироваться и смело приступать к обучению.

 


Наши истоки. Читаем фольклор. Материалы Всероссийской Акции : сборник / составитель И. С. Рылина ; Ульяновский фонд поддержки детского чтения при содействии Фонда президентских грантов. – Ульяновск, 2018. – 60 с.

Сборник «Наши истоки. Читаем фольклор. Материалы Всероссийской Акции» рекомендован специалистам детских, детско-юношеских, школьных библиотек, организаций дошкольного и дополнительного образования, домов культуры. Отражает события Всероссийской Акции «Наши истоки. Читаем фольклор», поддержанной Фондом президентских грантов, реализованной в 2018 году в 51-ом субъекте Российской Федерации. Включает творческие идеи и находки, лучшие региональные практики, сценарии мероприятий, рекомендательный список литературы.

 


Степанов, В. К. Применение Интернета в библиотечных процессах / В. К. Степанов.
Москва : Литера, 2013. 313 с. : ил., портр. + 1 эл. опт. диск (DVD-ROM). (Современная библиотека).

Книга позволит вооружить читателей всеми необходимыми знаниями и умениями, позволяющими использовать Интернет в различных библиотечных процессах. Воспитать у библиотекарей готовность к новой реальности, информационной деятельности, в которой именно интернет-технологии будут определять стратегию, тактику и методы библиотечного обслуживания. Эта книга имеет учебную направленность. Она будет интересна как библиотекарям-практикам, применяющим или планирующим применять Интернет в своей работе, так и студентам средних профессиональных и высших учебных заведений, готовящих библиотекарей и информационных менеджеров. Издание дополнено DVD-диском, содержащим помимо текста книги последние на момент его подготовки версии программного обеспечения, которое является обязательным для установки на компьютерах библиотек или может эффективно использоваться в отдельных библиотечных процессах.

 


Столяров Ю. Н. Возвращённый Рубакин / Ю. Н. Столяров ; Ассоциация школьных библиотекарей русского мира ; Отделение «Библиотековедение» Международной академии информатизации ; Российская государственная библиотека ; Научный центр исследований книжной культуры РАН ; Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). – Москва : РШБА, 2019. – 416 с. : ил.

Издание «Возвращённый Рубакин» подготовлено доктором педагогических наук, профессором, главным научным сотрудником Российской государственной библиотеки Ю. Н. Столяровым. Издание уникально тем, что появлению книги предшествовала кропотливая работа в архиве РГБ по расшифровке рукописных статей Н. А. Рубакина.

Представлен аналитический обзор жизни и многогранной деятельности классика нашей науки Н. А. Рубакина. Особое внимание уделено трудам Н. А. Рубакина по библиопсихологии, а также его эссе о великих деятелях русской революции, с которыми Н. А. Рубакин поддерживал многолетние контакты, – о Г. В. Плеханове, В. Н. Фигнер, П. В. Милюкове, Л. Н. Толстом, П. И. Бирюкове, А. М. Калмыковой и др. Приведены составленные Н. А. Рубакиным библиопсихологические портреты В. И. Ленина, Л. Б. Хавкиной и других известных деятелей, свидетельствующие о востребованности и большой практической значимости его творчества. Отдельно рассмотрены рекомендации Рубакина по руководству чтением детей, рассказано о его отношении к религиозной литературе.

Для библиотекарей, библиотековедов, библиографов, книгоиздателей, специалистов по работе с читателями, по самообразованию, для психологов, а также для всех, кто интересуется историей библиотечного дела и личностью выдающегося отечественного учёного и практика.

 


Тихомирова И. И. Уроки материнского чтения. Учебно-методическое пособие по реализации проекта РШБА «Читающая мама – читающая страна» / И. И. Тихомирова. – Москва : РШБА, 2019. – 176 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека» : серия 1 ; выпуск 1).

Цель пособия – возбудить и усилить у матерей интерес к вопросам детского чтения и мобилизовать их на включение в этот процесс. Для этого автором специально создана система читательского всеобуча матерей как руководителей детского чтения в семье, пробуждающего у ребёнка интерес к этому роду эмоционально-интеллектуальных занятий. В пособии автором обобщён, осмыслен и структурирован большой эмпирический материал как теоретического, так и практического характера, представленный в фактах, концепциях и опыте материнского чтения. Читающим мамам даются начальные знания из области психологии и педагогики детского чтения. Особое внимание уделяется конкретизации диалога матери и ребёнка по ходу или по окончании материнского чтения. Пособие, состоящее из 4 разделов и 13 глав, снабжено вопросами к читающим мамам для обдумывания и самопроверки усвоения предлагаемого в пособии материала. В конце пособия даются практические советы читающим мамам, предлагается словарик терминов, используемых в сфере руководства детским чтением, скомпонован материал для самообразования читающих мам в области духовно-нравственного развития детей средствами книги и чтения.


2019 год 



Руководство для школьных библиотек в глобальном профессиональном сообществе / под ред. Б.-А. Шульц Джонс, Д. Оберг. Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. 304 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. 2).

Вашему вниманию предлагается перевод новой книги «Руководство для школьных библиотек в глобальном профессиональном сообществе». В ней анализируются два международных документа «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» и «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек»; опыт разработки и реализации национальных и региональных стандартов в Канаде, Польше и Испании; опыт по развитию школьных библиотек и реализации соответствующих стандартов в США, Португалии, Швеции, Австралии и Эфиопии; опыт разработки рекомендаций по педагогической деятельности школьных библиотекарей и требования к их профессиональной подготовке в США, Франции и Австралии.
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (20122018 годы)».


Серебрянникова Т. О., Стегаева М. В. Библиотечные каталоги : практ. пособие / Т. О. Серебрянникова, М. В. Стегаева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – 144 с. – (Азбука библиотечной профессии).
В пособии дается общее представление об одном из важнейших элементов системы справочно-поискового аппарата библиотеки – библиотечных каталогах. Авторы подробно характеризуют основные виды каталогов, имеющиеся в современной библиотеке, раскрывают проблемы их организации, ведения, редактирования и оформления. Особое внимание уделено технологиям создания и поиска в электронном каталоге. Рассмотрены виды сводных каталогов и технология корпоративной каталогизации. В приложениях представлены технология формирования оригинальной машиночитаемой записи и примеры поиска информации в Сводном каталоге библиотек России. Содержание пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его использование. Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопросов для самопроверки. 

Серебрянникова, Т. О. Предметизация документов : учеб.-практ. пособие / Т. О. Серебрянникова. Санкт-Петербург : Профессия, 2014. 128 с. (Азбука библиотечной профессии).

В пособии дается общее представление об одном из важнейших процес­сов аналитико-синтетической переработки информации предметизации документов. Автор подробно описывает методику создания и использования словарей предметных рубрик, предлагает общую методику предметизации документов. В приложениях представлены некоторые частные методики предметизации документов, проиллюстрированные примерами. Содержа­ние пособия в значительной степени визуализировано, что облегчает его ис­пользование. Проверить степень усвоения знаний можно с помощью вопро­сов для самопроверки.
Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Аналитико-­синтетическая переработка информации».

Татаринова, Е. А. Выставка в библиотеке: зачем и как? : практ. пособие / Е. А. Татаринова ; ред. совет: О. О. Борисова [и др.]. – Москва : Литера, 2014. – 142 с. : ил. ; 20 см. – (Современная библиотека).
Заместитель заведующей отделом организации выставочной работы РГБ Евгения Алексеевна Татаринова в издании «Выставки в библиотеке: зачем и как?» помимо истории и теории организации выставочной деятельности представила опыт подготовки и проведения экспозиций Российской государственной библиотеки. В пособии также представлены разделы: «Виртуальные выставки» и «Интернет и библиотечные выставки».

Шеламова, Г. Н. Библиотека выходит на улицы города : инновационные формы массовых акций / Г. Н. Шеламова, Б. Н. Ковальская. – Москва : Либер-Дом, 2014. – 192 с. – (Библиотекарь и время. ХХI век. Вып. № 157).
В издании обобщается опыт проведения массовых библиотечных акций вне стен библиотеки, рассматривается само понятие «акция», даются методические рекомендации по подготовке, проведению и подведению итогов акции. В пособии представлена работа двух крупных централизованных систем – городов Елец Липецкой области и Воркута Республики Коми по проведению массовых библиотечных акций вне стен библиотеки, под открытым небом.

В приложении предлагается документация ряда важных массовых акций и образцы рекламных сопроводительных материалов.


2018 год


Библиотечно-информационное обслуживание : учеб. / Ю. Ф. Андреева, О. Ф. Бойкова, В. А. Бородина и др. ; науч. ред. М. Я. Дворкина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – 240 с. – (Учебник для бакалавров). 
В учебнике освещены теоретико-методологические и организационные аспекты библиотечно-информационного обслуживания. Подробно охарактеризованы виды обслуживания, его нормативная база. Рассмотрены виды библиотечно-информационных услуг, технология их предоставления. Приведены методики оценки качества библиотечно-информационного обслуживания и библиотечно-информационных услуг.
Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник также может быть использован в системе среднего профессионального библиотечного образования и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотек.


Бородина, В. А. Словарь-справочник по чтению: практикум / В. А. Бородина, С. М. Бородин. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017. – 233 с. табл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 5).

Материалы, подготовленные авторами, представляют собой базовый свод знаний по чтению энциклопедического характера. Они созданы в оригинальном формате – интеграции разных типов литературы – справочной, учебной и научной. Каждый раздел словаря-справочника сопровождается системой заданий по освоению конкретного читателеведческого знания, помещенного в разделе.
Словарь-справочник адресован не только педагогу-библиотекарю, воспитывающему растущего Читателя, но и широким кругам специалистов, занимающихся воспроизводством культуры чтения. Материалы могут использоваться в научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности в области чтения. Они актуальны для решения неотложных задач в читательском развитии и приумножении читательской культуры различных категорий читателей. Материалы содержат эвристический потенциал и являются стимулом для пополнения и развития справочного типа литературы ‑ одного из приоритетных направлений читателеведения, направленного на систематизацию и интеграцию поли- и междисциплинарного читателеведческого знания.


Галеева, И. С. Путеводитель библиографа по Интернету : учеб.-практ. пособие / И. С. Галеева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 240 с.

При поиске библиографической информации в Интернете существует множество подводных камней, о которых многие пользователи, и даже профессиональные библиографы, не догадываются. Как правильно построить запрос, как определить достоверность найденной информации, как изучают пользователей Интернета и их поисковые запросы – на эти и другие вопросы читатели получат ответы, прочитав книгу. Издание адресовано библиографам библиотек различных типов, обслуживающих пользователей в электронной среде.


Иванова, Г. А. Библиотечная педагогика : учеб. пособие / Г. А. Иванова. – Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2017. – 248 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 6).

В пособии рассматриваются исторические, теоретические, методические и организационные аспекты библиотечной педагогики, раскрывается ее современное состояние. На основе проводимых исследований характеризуются возрастные особенности юных пользователей библиотек, их чтение в реальной и электронной среде, анализируются индивидуальные и коллективные методы педагогической деятельности отечественных библиотекарей, их совместная деятельность с педагогами и родителями по читательскому развитию личности. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке педагога-библиотекаря.
Издание адресовано библиотекарям, обслуживающим детей и юношество, студентам и аспирантам библиотечно-информационных факультетов институтов культуры и искусств. Может быть использовано в системе повышения квалификации библиотекарей и педагогов.


Панкова, Е. В. Выставка в библиотеке: традиционная и электронная : учеб.-практ.. пособие / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – 152 с. – (Азбука библиотечной профессии). 
В пособии дается общее представление о современных технологиях выставочной работы в библиотеке, охарактеризованы основные виды библиотечных выставок, рассмотрена методика их создания, включая отбор материалов, дизайн, необходимое оборудование. Особое внимание уделено созданию электронных интерактивных выставок. Авторы подробно рассматривают программную реализацию выставки, подбор материалов и иллюстраций. В приложениях представлены пошаговые инструкции по созданию слайдов и коллажей в библиотечной выставке, правила ввода элементов библиографической записи.
Издание предназначено для работников библиотек, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Книга с успехом может быть использована и в системе повышения квалификации библиотечных кадров.


Справочник библиографа / науч. ред. Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 768 с.
Справочник библиографа – одно из немногих на профессиональном книжном рынке изданий, отражающих место библиографии в системе информационно-коммуникационной деятельности, все основные процессы библиографирования и библиографического обслуживания.
В четвертом издании справочника учте
ны изменения, произошедшие в библиографической деятельности за последние семь лет. Обновлены и расширены разделы, связанные с формированием отраслевых информационных ресурсов, библиографическим обслуживанием, созданием библиографической продукции. Введен новый материал по проблемам сервисного подхода к библиографической деятельности, работе виртуальных справочных служб, управлению качеством библиографического обслуживания. При подготовке настоящего издания были учтены замечания, пожелания и предложения, высказанные в рецензиях и при личных контактах авторов с читателями.
Издание предназначено для широкого круга специалистов библиотечно-информационной сферы, а также для студентов и аспирантов вузов культуры, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».


Чтение +. Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» : учеб.-методич. пособие / авт.-сост. и науч. ред. Т. Г. Галактионова. – Москва : РШБА, 2018. – 164 с.


Пособие представляет собой рабочую тетрадь для формирования мероприятий и программ смыслового чтения в библиотеках, составления рекомендательных списков современной литературы. Материал структурирован, важное выделено цветом и значками. Теоретическая часть объясняет понятия педагогики текста, в том числе нетрадиционного: гипертекста, музыкального, видеотекста. В разделе о стратегиях чтения приведена классификация и примеры использования. Анализируются психология и физиология чтения традиционных и электронных книг. Кругу чтения ребенка и молодежи посвящена отдельная глава, в которой выделены новые жанры текста, такие как фанфикшн, библиотравелог.


2017 год



Головко, С. И. Книжное наследие: формы продвижения к современному читателю : научно-практическое пособие / С. И. Головко. – Москва : Литера, 2016. – 280 с. – (Серия «Современная библиотека»).

В книге представлены отдельные страницы истории книжного наследия России. Книга как уникальный феномен, памятник духовной материальной культуры породившей ее эпохи, как объект книжного искусства. Особое внимание уделено раскрытию роли книги в приобщении читателей к отечественной истории литературы и культуры. Автор предлагает конструктивные формы и средства продвижения среди современной читательской аудитории книжного наследия и привлечения к нему внимания пользователей библиотек во взаимодействии вербальных и визуальных способов распространения информации.


Елисина, Е. Ю. Электронные услуги библиотек / Е. Ю. Елисина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 304 с.
Издание представляет собой комплексное исследование библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотеками в электронной среде с использованием электронных документных ресурсов. В книге раскрываются актуальные проблемы современного библиотековедения, классификация электронных документов, формирование фонда сетевых удаленных документов, организация обслуживания пользователей электронными документами в научных библиотеках. Представлена краткая характеристика новой парадигмы библиотечного обслуживания, получившая в зарубежном библиотековедении название «Библиотека 2.0». Предложена наиболее полная видовая структура электронных услуг современной библиотеки.


Захарчук, Т. В. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке / Т. В. Захарчук, Ю. А. Фролова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2017. – 176 с. – (Азбука библиотечной профессии).
В пособии в доступной форме рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем библиотечной работы – проблема патриотического воспитания в общедоступной библиотеке. Основной акцент сделан на патриотическое воспитание детей и молодежи в муниципальных библиотеках небольших городов и сельских библиотеках.
В книге рассмотрены нормативная база и основные направления патриотического воспитания, представлена авторская методика проведения мероприятий по патриотическому воспитанию в общедоступных библиотеках. Значительную часть пособия составляют сценарии различных мероприятий, направленных на формирование патриотизма у детей и молодежи.



Морева, О. Н. Комплектование библиотечного фонда : учебно-практическое пособие / О. Н. Морева. – Санк-Петербург : Профессия, 2012. – 142 с. – (Азбука библиотечной профессии).

Основная цель пособия показать, как нужно комплектовать библиотечный фонд, чем следует при этом руководствоваться, какие возможности для библиотечного комплектования открыты сегодня на российском документном рынке. Фонд рассмотрен с точки зрения его предназначения, в сравнении с другими документными фондами. Описаны основные процессы моделирования библиотечного фонда, пополнения и исключения документов из него, показаны основные пути документоснабжения библиотек.




Морева, О. Н. Организация библиотечного фонда : учебно-практическое пособие / О. Н. Морева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2012. – 128 с. – (Азбука библиотечной профессии).

В пособии подробно и доступно характеризуются основные проблемы использования и хранения библиотечного фонда. Раскрывается технологическое видение процессов организации фонда, что помогает читателю составить ясное представление о том, каков должен быть конечный результат выполнения работ, какими методами и средствами он достигается. Подробно и доступно характеризуются основные проблемы учета, процессы упорядочения, хранения и изучения библиотечного фонда.
Издание предназначено для работников библиотек, для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры.

 

Сабинина, Т. Б. Организационная культура библиотеки : учебно-методическое пособие / Т. Б. Сабинина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 304 с.

Целью данного пособия является обобщение материала, накопленного культурологией, социологией, менеджментом, библиотековедением и другими науками, формирование углублённого представления об организационной культуре библиотеки как одном из факторов эффективной организации управления библиотечной деятельностью.
В пособии рассматриваются различные подходы к формированию организационной культуры в библиотеке. Основной акцент автор делает на формировании миссии и ценностей библиотеки, отношении к истории и традициям, проблемах мотивации и поощрения сотрудников, приобщении новых членов коллектива к ценностям библиотеки. Подробно рассматриваются вопросы изучения организационной культуры библиотеки, приводятся конкретные концепции и методики.

Соколов, А. В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России : профессионально-мировоззренческое пособие / А. В. Соколов. Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. 384 с. (В помощь педагогу-библиотекарю) (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 6).
Главное противоречие техногенной цивилизации заключается в стремительном возрастании технической мощи и духовном обнищании культуры информационного общества. Для того чтобы научно-техническое могущество служило во благо, а не во вред России, нужно востребовать знания и мудрость российской интеллигенции, сосредоточенные в библиотечно-информационных ресурсах библиосферы. Ключевая роль здесь принадлежит профессионалам книжного, библиотечного, библиографического дела.
Однако учебные планы библиотечных и редакционно-издательских учебных заведений приоритетно ориентированы на овладение технологическими компетенциями, а не на формирование профессионального мировоззрения. Поэтому молодые специалисты не представляют эволюцию российской библиосферы и направления развития инфосферы, не могут оценить поучительный опыт их взаимодействия в культурном пространстве. Они не в состоянии судить о перспективах книжности, библиотек, библиографии в постиндустриальном обществе, где им предстоит жить и трудиться. Особенность данного пособия заключается в интегрировании родственной проблематики библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, культурологии и некоторых других научных дисциплин для обеспечения целостности и многосторонности профессионального мировоззрения. Оно адресовано не только педагогам и учащимся библиотечно-информационных и книжных учебных заведений, но и практикам книжного и библиотечно-библиографического дела, озабоченным будущим своей профессии.
Учебное пособие профессионально-мировоззренческой направленности и интегрально-межотраслевого жанра создается впервые в нашей стране. 



Тихомирова, И. И. От чтения – к творчеству жизни : сборник статей по педагогике и психологии детского чтения / Тихомирова И. И. Москва : РШБА, 2017. 280 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 3).

Книга представляет собой сборник авторских статей, написанных в разное время, но объединённых общей темой жизнетворчества детей на материале чтения лучших художественных произведений. В основу сборника положена идея классика библиотековедения и психологии чтения Николая Александровича Рубакина, выраженная в эпиграфе к книге: «Мы не к книге, а к жизни зовём наших читателей». Сообразуясь с этой задачей и опираясь на конкретные жизненные примеры, автор сборника выстраивает методическую систему руководства чтением художественной литературы, ведущую ребёнка к познанию жизни и центрального объекта «книжной Вселенной» – человека в его индивидуальной неповторимости, многогранности характера и душевных свойств личности.
Большое место в методической системе автор уделяет диалогу взрослого и ребёнка, характеру вопросов для размышления и их направленности на жизненные ценности, отраженные на страницах детской литературы. Определяющим фактором жизненной функции художественного произведения, автор считает воспитание культуры чтения ребёнка, развитие способности его сознания проникать в психологию человека, изображенного писателем, что ведёт к пониманию поведения реальных людей в сходных жизненных ситуациях. Особое внимание уделено автором чтению ребёнком детской классики, отражающей правду жизни и человека в ней. Автор обращает внимание своего читателя на разницу в подходе к руководству чтением художественной литературы со стороны педагога-библиотекаря, учителя-словесника и родителя.



Экологическое воспитание детей и подростков: партнерство школ и библиотек : научно-практические статьи, методические разработки / науч. ред. Г. В. Варганова; предисл. Т. Д. Жуковой, Г. В. Варгановой. – Москва : РШБА, 2017. – 312 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 4).

В научно-практическом сборнике рассматриваются актуальные вопросы экологического просвещения и воспитания детей и подростков в образовательных организациях и библиотечно-информационных учреждениях. Многоаспектные проблемы воспитательной деятельности и пути их решения представлены в статьях преподавателей высшей школы, педагогов системы дошкольного, общего и дополнительного профессионального образования. Современные подходы к экологическому просвещению подрастающего поколения в библиотечно-информационных учреждениях отражены в статьях руководителей и специалистов, работающих в федеральных, республиканских, муниципальных, школьных и других библиотеках.


Читаем вместе с мамой : дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна» / сост. И. И. Тихомирова. – Москва : РШБА, 2016. – 232 с. – (В помощь педагогу-библиотекарю) (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 5.).
Всероссийский проект Российской школьной библиотечной ассоциации «Читающая мама – читающая страна» – это разработка и реализация интерактивных программ для обучения родителей дошкольников и школьников основам организации детского чтения в домашних условиях. В дайджест «Читаем вместе с мамой» вошли 16 лучших конкурсных работ, отражающие разные подходы к пониманию роли школьной библиотеки в развитии читательской культуры матерей, их осведомленности ориентации в области детской художественной литературы, формирования навыков совместного с ребенком чтения вслух, способности увлечь его книгой и поразмышлять о ней с учетом индивидуального развития ребенка и его интересов.
Разделы издания сформированы по тематическому принципу. Они выборочно представляют отдельные фрагменты конкурсных работ, наиболее значимые для педагогов-библиотекарей в теоретическом и практическом отношении.
Кроме содержательной новизны, в представленном материале можно встретить множество интересных высказываний великих людей о роли книги и чтения в жизни детей и взрослых.
Издание адресовано не только сотрудникам библиотек, но и педагогам, воспитателям, родителям.

2016 год


Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / отв. ред. Н. Л. Карпова, редкол. : Н. С. Лейтес, О. Л. Кабачек, И. И. Тихомирова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 272 с.
В коллективной монографии, посвященной 150-летию основоположника «библиологической психологии» Николая Александровича Рубакина, представлены статьи о различных сторонах деятельности самого Н. А. Рубакина, а также о психологических аспектах творчества А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина (ч. 1); раскрывающие основы и принципы библиопедагогики, показывающие работу и возможности общения с художественной и учебной книгой на уроке и в школьной библиотеке, в центре внимания которой находится читатель-ученик (ч. 2); статьи по проблемам библиотерапии и материалы из опыта внеклассной работы и логопсихотерапевтических групп с «книгой врачующей» (ч. 3).
Данная монография продолжает традиции первого выпуска «Библиопсихология и библиотерапия» (2005), адресована и будет интересна библиотечным работникам, психологам, педагогам, филологам теоретикам и практикам, а также всем, кто занимается вопросами психологии и педагогики чтения и библиотерапии.


Бородина, В. А. Летняя школа чтения : заочная творческая лаборатория. Москва : РШБА, 2011. 392 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 1–2).

Материалы книги своеобразная творческая лаборатория Летней школы чтения в библиотеках. Именно школы, а не организации чтения летом. Это школа учения, обучения, воспитания, развития, социализации и общения в мире Чтения.
Главное назначение школы-лаборатории летнего чтения активизировать деятельность библиотекарей и библиотек, участвующих в воспроизводстве культуры чтения в России, показать возможности организации читательского развития в условиях летнего отдыха дошкольников и школьников, дать инструментарий повышения качества чтения в форме мастер-классов, практикумов, проектов, обзоров, диагностических методов.
Освоение материала творческой лаборатории повысит профессиональную читательскую квалификацию библиотекаря.
Книга адресована школьным и детским библиотекарям, а также будет полезна учителям школ, воспитателям детских образовательных учреждений, родителям и организаторам летнего отдыха детей.


Головина, Г. В. Актуализация самовоспитания младших школьников в библиотеке : учеб.-метод. пособие / Г. В. Головина, М. Д. Кузьмичева. Москва : Литера, 2015. 160 с.

Учебно-методическое пособие позволяет расширить представление об особенностях процесса самовоспитания, о технологии формирования и развития таких способностей, как самоанализ, саморегуляция, самоопределение, самореализация, что подкреплено сценариями внеклассных мероприятий в помощь библиотекарю.
Материалы пособия могут быть использованы в современной библиотечной практике, в работе образовательных и культурно-досуговых учреждений.


Патриотическое воспитание детей и подростков : педагогические и библиотечные технологии : научно-практические статьи, методические материалы, художественные произведения : [в помощь педагогу-библиотекарю] / ред. Г. В. Варганова. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. 327 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 2).
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы патриотического воспитания детей и подростков на базе учреждений начального общего и основного общего образования, а также библиотечно-информационных учреждений. Представлены статьи специалистов в области чтения и читательской деятельности, руководителей общеобразовательных учреждений и сотрудников библиотек. Самостоятельными разделами сборника являются художественные произведения о Великой Отечественной войне 19411945 гг. современных писателей и поэтов, а также методические разработки уроков внеклассного чтения, подготовленные по произведениям патриотической тематики. Книга адресована учителям общеобразовательных учреждений, библиотечным специалистам, работающим в школьных, муниципальных, областных библиотеках, руководителям литературных детских и подростковых центров и студий.


Столяров, Ю. Н. Сказка дверь в большой мир : советы взрослым о воспитании у детей культуры чтения сказок / Ю. Н. Столяров. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. 224 с.
Книга содержит материалы Всероссийского конкурса «100 сказок о книге и чтении», организованного Русской школьной библиотечной ассоциацией в 2008–2009 гг. среди учащихся 14-х классов.
Представлены авторские рассуждения об отражении в русских народных сказках темы грамотности, книги, чтения, показано значение этих сюжетов для воспитания у детей книжной культуры.
Обобщён опыт руководителей детского чтения по привитию детям любви к русскому фольклору, проанализированы детские творческие работы, подведены итоги конкурса.
Книга обобщает лучшие разработки и сценарии массовых мероприятий, проведённых библиотекарями в ходе проведения конкурса «100 сказок о книге и чтении». В этом состоит главная практическая ценность сборника.
Для школьных и детских библиотекарей, родителей и педагогов начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.


Тихомирова, И. И. Добру откроем сердце : школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) : метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками : [в помощь педагогу-библиотекарю] / И. И. Тихомирова. 2-е изд. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. 342 с. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 3).

Книга одного из лучших специалистов по чтению в стране И. И. Тихомировой раскрывает новый аспект темы чтения. Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений. Созданное в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая Россия», пособие предназначено главным образом родителям подростков для проведения семейных чтений.
Пособие может быть также использовано библиотекарями и учителями начальной и средней школы для уроков внеклассного чтения по нравственной тематике. Цель – гуманизировать сознание детей, опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. За основу взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа, раскрывающий близкую опыту подростка ту или иную жизненную ситуацию и ее разрешение. Отобранные для обсуждения лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез», «О силе воли и силе духа» и др.
Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в цикле рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по обсуждаемой теме. Книга призвана помочь библиотекарям, учителям, родителям развивать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств, включать читаемое в контекст собственной жизни. Нравственное воспитание в пособии сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления. К пособию прилагаются тексты обсуждаемых рассказов.


Тихомирова, И. И. Родом из военного детства : школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) : метод.-библиограф. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками : [в помощь педагогу-библиотекарю] / И. И. Тихомирова. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015. 335 с. : ил. (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 ; вып. 1).
Издание является методико-библиографическим пособием, предлагающим полный методический комплекс работы с детьми и подростками по развивающему чтению на особенно важную сегодня тему Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Разделы книги «Сиротство», «Память сердца», «В блокадном Ленинграде», «Под властью оккупантов», «Будущие адмиралы», «Вместе с партизанами», «О разведчиках», «Как спасали раненых», «Они совершили подвиг», «Война и гуманизм» и др. позволят последовательно и полно познакомить детей и подростков с темой войны.
В каждом разделе предлагается методическая аннотация на рекомендуемые для чтения и обсуждения произведения, представлены сами тексты произведений и вопросы для обсуждения, призванные побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного мнения о поступках героев, вести вдумчивый, предметный диалог о героике военных дней и «детях войны».
Всего в пособии кратко очерчены 34 литературных портрета писателей военного времени. Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой теме.



2015 год

Алешин, Л. И. Библиотечные сервисы : научно-практическое пособие / Л. И. Алешин, М. А. Ордынская. - Москва : Литера, 2015. - 292 с. : ил. - (Современная библиотека).
Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Сегодня мы наблюдаем тенденцию увеличения категории удалённых пользователей, а, следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации. В данном пособии рассматриваются основные виды библиотечных услуг, учитывая требования времени, а также разбираются основные понятия такие как: библиотечная услуга, читатель библиотеки, пользователь библиотеки, посетитель библиотеки. Пособие содержит главы о работе читального зала, мобильной электронной библиотеки, о кружковой, выставочной и рекламной деятельности, культурно-массовых мероприятиях и других важных профессиональных вопросах.


Библиотека и закон : справочник : документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / отв. ред. О. Бородин. – Москва : Либер-Дом. – 2015. – Вып. 38. – 380, [4] с.
Предлагаемый выпуск журнала-справочника состоит из шести разделов. В первом публикуются «Основы государственной культурной политики» - недавно принятый важнейший документ, в соответствии с которым в РФ будут осуществляться в ближайшие годы развитие культуры и его правовое регулирование.
Во втором разделе – опубликованы письма руководства РБА и Министерства культуры РФ о том, в какой степени касаются библиотек положения ФЗ «О государственном языке РФ».
Совокупность регламентов о взаимодействии Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций составляет третий раздел.
В разделе «Информационная безопасность» представлены правовые акты – федеральный закон, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, регулирующие порядок пользования сетью Интернет.
Раздел «Общие принципы деятельности библиотек» посвящен проблеме: как в соответствии с требованиями библиотечной реформы последних лет выстроить систему государственных работ и услуг, установить адекватные нормы и правила их финансирования. Для ее раскрытия использован передовой опыт Санкт-Петербурга.
Наконец, в этом номере издаются полные тексты законов субъектов РФ «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов». В предлагаемый читателям блок входят нормативные акты областей.



Борисова Н. В. Школьная библиотека: научно-методическое обеспечение деятельности : учебно-методическое пособие / Н. В. Борисова, Н. Л. Голубева. - Москва : Литера, 2015. - 190 с. : ил. - (Современная библиотека).
В пособии рассматривается система методического обеспечения школьной библиотеки, раскрываются её терминосистема, теория, современная структура. Включен актуальный материал о требованиях к современной школьной библиотеке. Достаточное внимание уделено проблемам аттестации и повышения квалификации библиотекарей. В приложениях приведены модели региональной системы.



Орлов, В. В. PR-технологии в управлении имиджем библиотеки : учебно-практическое пособие / В. В. Орлов. - Москва : Литера, 2015. - 191 с. - (Современная библиотека). - Библиогр.: с. 169-179.
В книге анализируется сущность, содержание и специфика библиотечного PR, рассматриваются его организация, роль и место в системе управления имиджем библиотеки; предлагается авторская модель пресс-службы и того сегмента PR-технологий библиотеки, которые она разрабатывает и реализует. Книга адресована всем работающим в области PR в библиотечной сфере, преподавателям учебных дисциплин по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям библиотек на библиотечно-информационных факультетах и факультетах журналистики, студентам средних специальных и высших учебных заведений культуры.

2014 год

Алешин, Л. И. Внестационарное библиотечное обслуживание : учеб.-практ. пособие / Л. И. Алешин. – Москва : Литера, 2014. – 288 с. : ил.
В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полного их описания: плавающие библиотеки, библиотечные пункты, передвижные библиотеки, библиобусы, библиотеки на открытом воздухе, мобильные электронные библиотеки.





Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника : учеб.-метод. комплекс для учащихся 1–2-х классов общеобразовательных организаций / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – Москва : РШБА, 2014. – 208 с. – (Серия 1 ; вып. 5).
Цель данного пособия – содействовать развитию универсальных учебных действий школьников, включая, прежде всего, умения поиска, анализа, преобразования информации с использованием ИКТ-технологий, обеспечение информационной безопасности личности, развитие критического мышления учащихся.
В состав учебно-методического комплекса вошли учебные программы по дисциплине «Основы информационной культуры школьника» для 1–2-х классов, методические разработки 19 уроков в 1-ом классе и 17 уроков во 2-ом классе, контрольно-измерительные материалы, терминологический словарь, систематический указатель терминов по разделам дисциплины «Основы информационной культуры школьника», электронные презентации по курсу «Основы информационной культуры школьника».



Ефимова, А. Н. Формирование имиджа библиотеки как культурно-просветительского центра : учеб.-практ. пособие / А. Н. Ефимова. – Москва : Литера, 2014. – 264 с.
В пособии представлен опыт создания библиотеки в ХХI веке на примере Исторической библиотеки дома Романовых в г. Костроме. В практической части содержатся методические разработки, библиографические пособия, сценарии интеллектуальных мероприятий по пропаганде исторических знаний, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения.



Кашкаров, А. П. Адаптация мигрантов: роль библиотеки : метод. рекомендации от специалистов-практиков / А. П. Кашкаров. – Москва : Либер-Дом, 2014. – 128 с.
Предлагаемое издание – первое в стране методическое пособие по библиотечной работе с читателями-мигрантами. В книге раскрываются специфика приобщения к чтению мигрантов из стран СНГ и их детей, использование в этой деятельности книжной продукции различных жанров, привлечение приезжих к разным формам мероприятий, организуемых в библиотеках.


Кашкаров, А. П. Новации в читальном зале : развивающие игры, мотивационные конкурсы / А. П. Кашкаров. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2014. – 112 с.
В книге описаны апробированные приёмы и новации в обучении детей чтению, которые библиотекарь-практик может использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи, комплексы.
Используя непридуманные истории, автор предлагает читателю синтез десятилетнего опыта воспитания детей, а также собственных экспериментов, проведённых в системе дополнительного образования среди учащихся разных возрастных групп. Сформулированы многочисленные полезные рекомендации. В заключение издания даются списки рекомендуемой литературы.



Пантюхова, Т. В. Здоровая нация – это мы : методическая эстафета проектов и программ / Т. В. Пантюхова. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 128 с.
Пособие содержит разнообразные материалы по данной тематике, апробированные в Нижегородской областной детской библиотеке. Представлены теоретические разработки, сценарии, описания выставок, списки литературы по предмету и большой свод информативных приложений справочного характера.



   
Пантюхова, Т. В. Проекты и гранты : от замысла – к реализации : сборник-тренажёр / Т. В. Пантюхова. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 144 с.
Методическое пособие представляет собой сборник-тренажёр по освоению и внедрению в библиотечную практику проектной технологии, организации проектной деятельности на примере работы с информацией исторической и краеведческой тематики. Он выстроен как «методическая лоция», состоящая из глав-«акваторий». Каждая глава содержит теоретический материал и конкретные проектные разработки.
Практическую помощь призваны оказать материалы в «Приложениях»: полные тексты ряда библиотечных проектов, а также сопутствующая деловая документация. Кроме того, в пособии обобщён обширный опыт работы Нижегородской области детской библиотеки.

Плохотник, Т. М. Детский библиотекарь сценарии, игры, мастер-классы / Т. М. Плохотник. – Москва : Либерия-Бибинформ, 2014. – 128 с.
Новые формы классической библиотечной работы и отдельные проекты и акции представляют методисты Нижегородской области (И. Н. Огнева, Г. М. Пальгуева, Т. М. Плохотник).
В их практических наработках основной упор сделан на новые информационные технологии. Среди форм работы слайд-презентации, интерактивные выставки, игра-квест, мастер-классы.
Анализируется трёхлетний опыт проведения акции «Библионочь», материалы о работе библиотек в современных условиях собраны в разделе «Библиотека в виртуальной среде».

Рубакин Николай Александрович : хрестоматия / сост. В. А. Бородина, С. М. Бородин. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. – 424 с. : ил. + 16 с. вкл. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 2 ; вып. 1–2).
Хрестоматия отражает материалы о жизни и деятельности Н. А. Рубакина, его вкладе в мировое читателеведение, самообразование, просвещение, библиопсихологию. Материалы хрестоматии адресованы библиотекарям и другим специалистам в области чтения, студентам библиотечно-информационных факультетов. Это уникальный материал для освоения наследия Н. А. Рубакина в рамках образования и самообразования. Его творчество остаётся актуальным и содержит научную и практическую перспективность читательского развития в обществе знаний.



Сайкс, Джудит Анна. Школьные библиотеки, дружественные мозгу / Д. А. Сайкс ; науч. ред. В. В. Зверевич ; пер. В. В. Зверевич, Т. О. Зверевич. – Москва : РШБА, 2014. – 152 с. – (В помощь педагогу-библиотекарю ; вып. 7).
В книге известного канадского специалиста в области школьных библиотек даётся портрет ученика XXI века, представлена концепция современной школьной библиотеки как «дружественного мозгу» когнитивно-ориентированного центра, рассмотрены профессиональные требования, предъявляемые к педагогу-библиотекарю.
Помимо теоретических, психологических и биологических основ педагогической и образовательной деятельности школьной библиотеки предложены конкретные идеи и практические подходы, основанные на когнитивно-ориентированных методиках.
Особое внимание уделено организации физического пространства «дружественной мозгу» школьной библиотеки, а также вопросам коллективного планирования и организации библиотечной деятельности в рамках общешкольного образовательного процесса.

Серебряная, М. Я. Типология чтения и читателей художественной литературы : науч.-практ. пособие / М. Я. Серебряная, Г. Н. Швецова-Водка. – Москва : Литера, 2014. – 304 с. – (Современная библиотека).
Как помочь читателям в их читательской деятельности: в выборе литературно-художественных произведений для чтения, наиболее полном их восприятии как произведений искусства, в последействии художественной литературы. Чтобы ответить на эти практические, методические вопросы, необходимо рассмотреть и теорию чтения, и научные подходы к классификации читателей художественной литературы. Этим вопросам и посвящается предлагаемая книга.

2013 год

Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США / гл. ред. Лесли Фармер ; ред. Наталья Гендина, Юрико Накамура. – Москва : РШБА , 2013. – 392 с. : ил.
Русскоязычная версия коллективной монографии, изданной в 2011 году в авторитетном американском издательстве «Scarecrow Press».
Впервые специалистами 3-х стран России, США и Японии предпринята попытка систематизировать и обобщить знания в области библиотечного обслуживания в детских, школьных, публичных библиотеках, в области информационной грамотности и культуры, а также собрать материал о самых актуальных («горячих») для данной страны проблемах и лучшем опыте их решения. Материалы сборника будут полезны библиотекарям, методистам, педагогам, директорам школ, специалистам органов управления образованием, представителям СМИ и профильных общественных организаций.


Макеева, О. В. Адаптация публичных библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения : науч.-практ. пособие / О. В. Макеева. – Москва : Литера, 2013. – 230с.
В пособии рассматриваются вопросы, связанные с теориями социокультурных практик населения и адаптации, использования разных методов их изучения в библиотечной деятельности, а также воздействия социокультурных практик населения на адаптивные процессы библиотек.
Предлагаются малоиспользуемые в библиотековедении методы изучения влияния внешней и внутренней среды на деятельность библиотек: социологические (социальное картографирование), менеджмента (PEST-анализ, бенчмаркинг и др.), статистические (корреляционно-регрессионный анализ).


Стефановская, Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика : науч.-практ. пособие / Н. А. Стефановская. – Москва : Литера, 2013. – 137 с.
В научно-практическом пособии предлагается исследователям-практикам подняться на новый уровень исследовательской культуры, оторваться от простого описания читательского облика нашего современника, опирающегося на количественные показатели чтения книг и констатацию репертуара читаемых текстов, и поразмышлять о более глубинных основаниях и проблемах читательской деятельности, взаимосвязи чтения и социального мира.
Пособие помогает заинтересованным читателям критически взглянуть на методику и технологию собственных проводимых социологических исследований чтения и пополнить свой методический арсенал нетрадиционными качественными методами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий