пятница, 16 ноября 2012 г.

Требования к составлению информационно-аналитических отчетов муниципальных библиотек Удмуртской Республики, работающих с детьми


1. Общие сведения
1.1.                 Сеть библиотек района, обслуживающих детей (обязательно указать):
-   Статус (ЦРДБ или ДО ЦРБ), кол-во детских филиалов, кол-во филиалов, обслуживающих детей;
-   Кол-во школьных библиотек;
-   Кол-во библиотек других ведомств, обслуживающих детей района или города (б-ки учреждений дополнительного образования – музыкальных, художественных и спортивных школ; профсоюзных библиотек и т.п.;
-   Назвать вновь открывшиеся или закрывшиеся (по какой причине) библиотеки, обслуживающие детей; указать (если имеются) новые модели библиотек, в том числе – профилированные;
-   Отметить наличие специализированных библиотек (экологических, семейных, правовых и т.п.)
– Отметить получение нового здания для ДБ, открытие нового отдела, другие значимые структурные изменения, изменение статуса (библиотека, отдел).
-   Указать (если имеется) внестационарную сеть, обслуживающую различные социальные группы детей (в детских домах и интернатах, стационарных детских больницах, в патронатных семьях, местах изоляции несовершеннолетних и пр.)
-    
1.2.                 Основные направления и задачи работы в отчетном году и их реализация
В этом разделе отчета необходимо четко назвать, кратко сформулировать, охарактеризовать и обосновать выбор каждого из направлений. Стоит особо подчеркнуть приоритетные или новые (одно или несколько) направлений работы, также обосновать их приоритетность или новизну. Основные направления и задачи работы должны быть выражены предельно конкретно, например: была внедрена определенная форма работы или форма (метод) обучения кадров, уделено особое внимание определенной категории читателей и т. д.

1.3.                 Контрольные показатели отчета (плана) работы и их выполнение.
Информация в этом разделе представлена в виде таблицы:
Основные показатели
2012 г.
План
2012 г.
+ / –
1
Читатели-дети в ЦБС
Читатели в  ДБ (ДО) (всего)
- в т. в. дети (всех возрастов)
–от 0 до 3-х лет
– юношество
–РДЧ




2
Документовыдача детям (ЦБС)
Документовыдава в ДБ (всего)
– Документовыдача до 14 лет включительно
в т.ч. по экологии
– Выдано копий документов в ДБ




3
Посещения детьми (ЦБС)
Посещения ДБ (ДО) (всего)
– Посещение до 14 лет включительно
– Посещение веб-сайтов
(электронный учёт)




4
Количество массовых мероприятий в ЦБС для детей
В т.ч. ДБ (ДО)




5
Посещаемость массовых мероприятий детьми в ЦБС;
Посещение массовых мероприятий в ДБ (ДО);
в т. ч. детьми до 14 лет включительно




6
Фонд ЦБС (детский):
– Книжный
– Аудио- и видео-
– Медиа (СD-ROM, DVD)
В т.ч. ДБ (ДО)




7
МБА (цифры по ДБ и ДО)





Получено экз.  изданий из других библиотек





Выдача экз. другим библиотекам




8
Средняя читаемость
В т.ч. ДБ (ДО)




9
Средняя посещаемость
В т. ч. ДБ (ДО)




10
Средняя обращаемость фонда
В т.ч. ДБ (ДО)




11
Количество детского населения района, города
Всего
В том числе:
– 0-3
– 4-6
– 7-14




12.
Книгообеспеченность по ЦБС:
– на одного читателя
– на одного жителя-ребенка




13.
% охвата детского населения




14.
Количество отказов детям по ЦБС
В т.ч. ДБ (ДО)




15.
Тематика отказов
–по художественной литературе
–по отраслевой литературе
–на периодические издания
–на новые носители информации




16.
Количество названий периодических изданий
–в ЦРБ, ЦГБ
–по филиалам кол-во экз.




17.
Платные(дополнительные) услуги в ЦДБ (сумма привлеченных средств)
–По проектам
–По программам
–Дополнительные услуги
– Благотворительные средства




После таблицы привести АНАЛИЗ представленной цифровой информации (рост или падение показателей, обоснование этих изменений).
В этом же разделе укажите, какие источники финансирования (бюджетные, внебюджетные) используете для обеспечения жизнедеятельности библиотеки и выполнения ею своих функций (центра детского и семейного чтения, информационной, досуговой и т.д.), имеет ли место оказание платных, дополнительных услуг детскому читателю, руководителю чтением ребенка.

2.Содержание и организация работы с читателями
2.1. Основные мероприятия года.
Перечислите участие:
–  в республиканских конкурсах и проектах министерств и ведомств;
–  в муниципальных программах;
– районные или городские мероприятия, где вы приняли участие;
– муниципальные мероприятия, организованные вами.

2.2. С читателями отдельных групп:
2.1.1. Работа с детьми с ограниченными возможностями.
2.1.2. Работа с детьми – воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
2.1.3. Отчёт по работе с детскими приютами по схеме: кол-во читателей, количество посещений, количество книговыдач, количество массовых мероприятий, количество книжных выставок. Основные массовые мероприятия. Указать наличие передвижки, выездных читальных залов и т.п.

2.3. Содержание работы детских библиотек по направлениям:
2.3.1. Библиотека как центр организации чтения. Приобщение к чтению (индивидуальные и групповые формы работы). Работа с художественной литературой. Работа с семьей ( организация семейных чтений). Работа по профилактике насилия и жестокого обращения в семье.
2.3.2. Патриотическое и Краеведческое. Справочно-библиографическое обслуживание по краеведению: состав СБА (СКС, тематические картотеки, картотеки персоналий); тетрадь выполненных справок (кол-во); информационное обслуживание читателей; категории пользователей; формы работы; рекомендательно-библиографическое обслуживание (состав БП по краеведению: указатели, списки, памятки, дайджесты, папки-накопители и т.д.).
2.3.3. Духовно-нравственное и Правовое направления. Работа с детьми с девиантным поведением.
2.3.4. Экологическое (книговыдача по экологии в ДБ ; кол-во массовых мероприятий для детей в ДБ и для детей по району; кол-во выполненных справок в ДБ; клубы; проекты и программы, районные и городские мероприятия организованные ДБ; интересные сценарные разработки, методические материалы).
2.3.5. Социализация подрастающего поколения: Валеология. Здоровый образ жизни. Профориентация. Работа с молодой семьей (подготовка к семейной жизни, бытовое и духовное пространство молодой семьи; ожидание ребенка и т.д.)
2.3.6. Эстетическое просвещение (искусство). Работа с эстетически и интеллектуально одаренными детьми.
Просим выделить в направлениях  наиболее важные мероприятия и указать следующие данные:
– название мероприятия;
– организаторы мероприятия, партнёры;
– источники финансирования;
– масштаб мероприятия;
– тема мероприятия;
– форма проведения
– читательская аудитория + кол-во участников
– освещение в СМИ.


2.4. Организация досуга детей, в том числе – в каникулярное время.
Летние чтения. Дать цифровые показатели по ЦБС и в т. ч. ДБ (ДО) (кол-во вновь записанных читателей, кол-во посещений, кол-во документовыдач, кол-во проведённых мероприятий, кол-во книжных выставок), количество общедоступных библиотек принявших участие в Летних чтениях.
Дать информацию о действующих читательских кружках и клубах по интересам (название, количество членов, возраст детей, периодичность и тематика заседаний).


3. Организация информационно-библиографической работы
Справочно-библиографическое обслуживание. Рекомендательно-библиографическое обслуживание. Информационно-библиографическое обслуживание. Формирование информационно-библиографической культуры.
№ п\п
Форма
2010
2011
2012

1.
ДИ




2.
ДБ




3.
ДС




4.
Биб.уроки




5.
Справки




6.
Б\ф издания




7.
Конкурсы




8.
Библиографические обзоры





4. Формирование, организация и использование библиотечного фонда
Осуществление текущего комплектования. Участие в работе совета по комплектованию, комиссии по сохранности фондов. Участие в распределении детской литературы по структурным подразделениям ЦБС.
Источники финансирования: бюджетные или внебюджетные средства, корпоративные проекты комплектования,. гранты благотворительных фондов, средства спонсоров, дары и т.д. и Комплектования: книжные магазины, заказы «Книга-почтой» или из других библиотек, подписка.
Изучение и анализ книжного фонда детской библиотеки (ДО) и фонда для детей в ЦБС.
Работа по сохранности книжного фонда: контроль за сохранностью ценных изданий, целевой литературы; проверка книжного фонда; работа с задолжниками.
Состояние фонда на 1. 01. Поступление. Выбытие. Состояние на 1. 01. Краткая характеристика отраслевого состава фонда. Новые виды изданий (СD, CD-RW и др.)
Работа с книжным фондом. Работа с каталогами.
Подписка: Количество периодических изданий (названий) и количество комплектов (например, «название» + комплектность): газеты, журналы. Какие издания наиболее востребованы читателями.
Работа с периодическими изданиями.
Обновление фонда детской литературы, % обновления по детским библиотекам, по ЦБС. Проблемные разделы фонда (отсутствие книг по конкретным темам, проблемам; авторы, названия).
Наличие обучающих и развивающих игр, программ на компактных дисках.

5. Организационно–методическая работа. Научно-исследовательская деятельность

5.1. Аналитическая деятельность
·  Анализ деятельности по обслуживанию детей в ЦБС города, района (по направлениям или в целом).
·  Осветите проведенные в отчетном году исследования, приложите анкеты, опишите цели, задачи исследования, его объект и предмет. Приведите полученные результаты. Пропишите перспективы развития деятельности библиотеки в соответствии с полученными результатами.
·  Разработка и внедрение нормативной документации.

5.2. Инновационная деятельность. Внедрение передового опыта
·  Выявление и изучение инновационного опыта работы с детьми в ЦБС (где и когда внедрена инновация).
·  Разработка нетрадиционных массовых мероприятий и трансляция их на сельские филиалы района (распечатка сценариев, проведение этих мероприятий в слабых филиалах силами библиотеки-разработчика, и т.п.).
·  Поиск новых и модернизация старых технологических решений в библиотечной работе.
·  Внедрение таких форм деятельности, как фандрейзинг; формирование имиджа и фирменного стиля; организация Попечительских советов и Обществ Друзей книги и т.д.

5.3.Повышение квалификации
·  Наличие системы повышения квалификации для детских библиотекарей района.
·  Формы ПК по работе с детьми, их названия, темы.
·  Количество выданной из фондов методического отдела литературы: тематических подборок / экземпляров.
·  Разработка и издание методических материалов для сотрудников ЦБС, работающих с детьми (приложить к отчету!).
Оцените эффективность методической работы – результативность обучающих форм, количество внедренных нововведений в филиалах, повышение качества работы с детьми и проводимых массовых мероприятий и т.д.
Наименование мероприятий
2011
2012
1
Проведено в ЦБС специализированных семинаров по работе с детьми


2.
Участие в общих семинарах с консультациями по работе с детьми и подростками


3.
Кол-во групповых консультаций


4.
Кол-во индивидуальных консультаций


5.
Выпущено методических пособий


6.
Выезды в сельские филиалы по работе с детьми



– Главные проблемы в системе знаний и умений специалистов, работающих с детьми.
– Конкретные предложения в адрес Центра повышения квалификации (АОУ ДПО ЦПК РК УР) по темам, формам, методикам повышения профессиональной квалификации на республиканском уровне.
6. Издательская деятельность
Издание методических и библиографических материалов
№п/п
Автор / составитель;
Название
Кол-во стр.
Кол-во экз.
Адресаты






Статьи о библиотеке, опубликованные в местной печати и специальной периодике
№п/п
Автор;
заглавие
Издание, в кот.
была опубликована статья
Дата опубликования
Примечания






Оцените востребованность ваших методических изданий, их эффективность (сколько библиотекарей применили содержащиеся в них рекомендации на практике? Кто развил и модифицировал предложенные идеи? Достоин ли их опыт распространения на район или республику?). Лучшие материалы приложите к отчету.
Попробуйте оценить эффективность публикаций в СМИ, реакцию общества и партнеров библиотеки на них ( кто упомянул в разговоре с вами о публикациях, как оценили вашу деятельность, кто вступил в контакт с библиотекой после публикации, результаты контакта и т.д.)

7. Связи с общественностью современной библиотеки. Фандрейзинг.

Осветите связи библиотеки со всеми организациями и учреждениями города, района, с которыми на взаимовыгодных условиях сотрудничает и имеет налаженные контакты ваша библиотека. Особо выделите связи со СМИ, деятельность по созданию имиджа, завоеванию авторитета библиотеки в масштабах города, района, республики.
Опишите способы и источники привлечения финансовых средств в библиотеку. Оцените эффективность связей с общественностью.
Сумма привлеченных средств детскими библиотеками УР
Вид
2010
2011
2012
1
Программы развития района, города



2
Инвестиции от программно-проект.деятельности



3
Дополнительные услуги населению



3
Благотворительные средства, спонсорство



5
Всего





8. Состояние и укрепление материально – технической базы библиотеки

Помещение, наличие читательских мест в читальном зале. Наличие копировально-множительной техники (укажите кол-во в ДБ, ДО). Телефон, факс в ДБ, ДО.
1. Наличие ПК и АРМ в ДБ и ДО
2.Наличие локальной сети в ДБ, ДО
3. Создание ЭК в ДБ
–Если да, то объём ЭК (тыс. записей)
4.Наличие ЭБД в ДБ, ДО
5. Объём ЭБД
6.Выход в Интернет в ДБ, ДО
7.Выход в Интернет для читателей в ДО, ДБ.
8.Наличие электронной почты в ДБ, ДО. (укажите адрес электронной почты)
9. Наличие сайта библиотеки (ДБ), в ЦБ странички для ДО. Укажите адрес сайта.
10. Наличие блога библиотеки.
  
9. Персонал

-Кол-во библиотекарей, работающих с детьми;
Образование:
-Высшее образование библиотечное
-Высшее образование не библиотечное (какое?),
-Среднее специальное библиотечное;
-Среднее специальное не библиотечное
-Среднее общее
-Количество получающих библиотечное образование:
-Высшее,
-Среднее,
-Кадровые изменения за год:
 +/ –
Ф.И.О., должность сотрудников, сменивших профессиональный статус и закончивших обучение в истекшем году.
Стаж:
3-6 лет
6-10 лет
Больше 10 лет
  
10. Сведения о муниципальных органах власти (телефоны, электронная почта)
-Ф.И.О. Главы муниципального образования
-Ф.И.О. Зам. главы администрации по социальным вопросам
-Ф.И.О. Начальника отдела муниципального образования
-Факс ОК, Администрации района.

11. . Выводы по итогам деятельности:
1. Главные события в жизни вашей библиотеки в 2012 году. Итоги вашей деятельности (благодарности, грамоты).
2.. Стратегические направления деятельности в 2012 году, прогнозы, перспективы,
3. Предложения БУК УР «Республиканская библиотека для детей и юношества» разработки и участия в совместных проектах.

12. Адресные данные
1. Официальное название Центральной библиотеки и детской библиотеки.
2. Адрес, телефон, факс, e-mail. Адрес сайта, блога. Центральной библиотеки и центральной детской библиотеки.
3. ФИО директора ЦБС и заместителя по работе с детьми или заведующей детской библиотеки.

13. Приложения
– Программы, проекты, акции, образцы печатной продукции, сценарии.
– Медиаотчет (фотоотчёт или в форме PowerPoint).

14. История Вашей детской библиотеки
Укажите дату открытия Вашей (ваших детских библиотек) детской библиотеки (или библиотек) и источник (документ), согласно которого она открыта.

Составитель И. В. Заболотских,
заведующий НМО БУК УР РБДЮ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий