понедельник, 2 июня 2014 г.

Межрегиональная конференция «Детская библиотека: история, современность, перспективы развития»

26–28 мая 2014 года, в Год российской культуры и юбилейный год Республиканской библиотеки для детей и юношества, в рамках республиканских курсов повышения квалификации, прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Детская библиотека: история, современность, перспективы развития».
27 мая участников межрегиональной научно-практической конференции, специалистов детских и поселенческих библиотек Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Пермского края, представителей Министерства образования и науки Удмуртской Республики, приветствовал исполняющий обязанности министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики Владимир Михайлович Соловьев. 

 Он отметил, что детские библиотеки республики играют важную роль в воспитании юных граждан Удмуртской Республики, что деятельность библиотек нацелена на раскрытие удивительного мира книги и чтения и вручил победителям республиканского профессионального конкурса «Лучшая детская библиотека» Дипломы и комплекты книг. 


По итогам 2013 года победителями были признаны:
– в номинации «Лучшая городская детская библиотека» – Детский филиал-библиотека «Зелёный мир» МБУК «Централизованная библиотечная система г. Глазова» (заведующая Блинова Елена Николаевна);
– в номинации «Лучшая районная детская библиотека» – Центральная детская библиотека МБУК «Ярская Межпоселенческая централизованная библиотечная система» (заместитель директора МЦБС по работе с детьми Яковлева Людмила Викторовна).
Среди библиотек-филиалов, работающих с детьми награждены:
– в номинации «За продвижение детского чтения в рамках проектно-программной деятельности» – Оленье-Болотинский сельский филиал № 17 МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сарапульского района» (заведующая Булдакова Анжелика Николаевна); Девятовский сельский филиал № 1 МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сарапульского района» (ведущий библиотекарь Аскерова Елена Борисовна).
– в номинации «За активную деятельность по продвижению национальной культуры и литературы среди детского населения республики» – Заречно-Вишурский филиал МБУК «Шарканская районная библиотека» (библиотекарь Широбокова Раиса Степановна); Мукшинская библиотека Мукшинского сельского информационного центра Якшур-Бодьинского муниципального автономного учреждения «Информационно-культурный центр» (заведующая Иванова Елена Эдиссоновна).
– в номинации «За лучшую организацию работы с семьёй и возрождение традиций семейных чтений» – Карсовайская детская библиотека МБУК «Балезинская районная библиотека» (заведующая Некрасова Светлана Аркадьевна); Перевозинская сельская библиотека МБУК «Библиотечно-культурный центр» МО «Воткинский район» (заведующая Катаева Нина Васильевна).
В номинации «Лучший коллектив (библиотекарь), работающий с детьми» победителем признан коллектив Детской библиотеки МБУК «Шарканская районная библиотека» (заведующая Вылегжанина Руфима Павловна).

В пленарном заседании конференции приняли участие:
– директор Республиканской библиотеки для детей и юношества Людмила Александровна Жикина, осветившая в своем выступлении культурно-просветительскую деятельность Республиканской библиотеки для детей и юношества и обратила внимание присутствующих на основные исторические даты, связанные с деятельностью библиотеки;



– главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, доцент Межвузовского центра исследования и информационной культуры Московского государственного лингвистического университета, кандидат педагогических наук Вера Петровна Чудинова. 


В своем докладе «Детское чтение в России: проблемы, тенденции и перспективы», она отметила, что согласно исследованиям Российской государственной детской библиотеки (г. Москва), Московского государственного университета, областных детских библиотек России и зарубежных стран, проведённом в период с 2010 по 2013 годы не чтение детей – это миф. Дети читают! 89% учащихся 1–4 классов читают самостоятельно, 76% подростков отметили, что им нравиться читать! Однако существуют определённые проблемы читательской грамотности школьников: сложность ориентации в печатной и «электронной» литературе, трудности нахождения текстов произведений, необходимых для развития личности, трудности в оценке качества произведений, отсутствие грамотных «взрослых» помощников в виртуальной среде. 


Вера Петровна отметила, что перспективы развития чтения она видит в новых подходах к чтению и способах взаимодействия с электронной средой; в активизации и развитии проектов чтения с помощью Интернет-ресурсов в государственной поддержке деятельности Российской государственной детской библиотеки и других детских и детско-юношеских библиотек страны. В качестве главной проблемы сегодняшнего дня Вера Петровна отметила недостаточное понимание важности поддержки чтения населения, в т. ч. чтения подрастающего поколения на государственном уровне.
В докладе кандидата социологических наук УдГУ, главного библиотекаря научно-методического отдела Республиканской библиотеки для детей и юношества Татьяны Августовны Пичугиной «Библиотека будущего глазами детей и взрослых» были освещены результаты республиканского социологического исследования 2014 года, в которых подтвердилась  многофункциональность модели детской библиотеки. 


Завершением межрегиональной научно-практической конференции стал круглый стол «Перспективы развития детской библиотеки как центра культуры, образования, досуга и информации», который открыл заместитель министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики Петр Павлович Данилов. 


Он поприветствовал участников межрегиональной научно-практической конференции на удмуртской земле, отметил высокий профессионализм специалистов детских библиотек республики и подчеркнул огромное значение деятельности библиотек в процессе просвещения подрастающего поколения республики.
В работе круглого стола приняли участие:
– Л. Г. Онорина (главный специалист-эксперт отдела социокультурной деятельности и взаимодействия с муниципальными образованиями Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики) познакомила с государственной поддержкой деятельности специализированных детских библиотек Удмуртской Республики;


– В. П. Чудинова (РГДБ, г. Москва) раскрыла 17 возможных моделей применительно к реальной ситуации в библиотеке с учетом данных, полученных отделом социологических исследований РГДБ;
– А. С. Бедило А. С. (ЦГДБ, г. Сарапул, Удмуртия) познакомила с опытом работы по реализации целевой программы «Развитие Информационного центра «Подросток» на базе ЦГДБ г. Сарапула»;
– Н. В. Краснопёрова (ЦМДБ им. М. Горького, г. Ижевск) поделилась опытом работы по оснащению библиотек компьютерами и продвижению книги и библиотеки с помощью современных технологий. Она отметила, что детская библиотека, оснащенная современной информационной и компьютерной техникой, воспитывает активных пользователей информации, умеющих работать с ресурсами новых типов и форм, и, что появление компьютеров в библиотеке меняет характер общения юных читателей с библиотекой.
– Коллеги из Пермского края «Чайковской ЦБС» Кожевникова Н. А., и Фёдорова И. Ю. (г. Чайковский, Пермский край) в своих выступлениях рассказали о формах и методах библиотечной работы на открытых площадках города, работе с задолжниками и проведении мероприятий по выявлению лучших читающих классов в г. Чайковском;


– О. Е. Корепанова (ДБ МБУК «Балезинская районная библиотека», Удмуртия) рассказала о реализации программы «Вуюись» («Радуга»). В рамках совместной деятельности с общественной организацией Всеудмуртской ассоциацией «Удмурт кенеш» на базе библиотеки много лет работает летний межнациональный библиотечный лагерь «Мостик толерантности», работает клуб «Лыдзиськон корка», успешно реализуется радио-проект «Вуюись ворпо» («Разноцветие радуги»), проводятся новогодние представления для детей на удмуртском языке;
– А. А. Вахрушева (консультант отдела национального образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики) в своём выступлении подчеркнула значение координации библиотек двух ведомств – учреждений культуры и образования;


– Заслужило внимания и аплодисментов выступление победителя республиканского профессионального конкурса в номинации «Лучшая районная детская библиотека» Л. В. Яковлевой (ЦДБ Ярской Межпоселенческой ЦБС, Удмуртия). В своем выступлении Людмила Викторовна представила весь спектр проектной деятельности Ярской детской библиотеки: «Яр – читающий» (получивший социальный заказ Администрации МО «Ярское» Детской и Центральной библиотеками); фестиваль близнецов «Я + Я», «Библионочь  – 2013 в Я.ru»; организация  инновационных вечерних площадок для общения в летний период «В пятницу вечером… встретимся в библиотеке», акции «Новой улице – имя земляка», учреждение районной Премии им. Ф. И. Васильева «Тюрагай», «Пичи Тюрагай» и пр.


В качестве приветствия участникам конференции прозвучали видео-поздравления коллег: Л. А. Боевой – заместителя директора Липецкой областной детской библиотеки и М. И. Пласткова – заместителя директора по автоматизации Пермской краевой детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина. В своих видео-посланиях они поздравили Республиканскую библиотеку для детей и юношества с юбилеем и поделилась опытом работы библиотек по продвижению чтения и библиотеки.
В завершении работы круглого стола участники мероприятия познакомились с информацией по кадровым ресурсам специализированных детских библиотек Удмуртской Республики, которую представила Л. Р. Вахрушева (доцент УдГУ, заведующий отделом комплектования, обработки и формирования фондов и каталогов Республиканской библиотеки для детей и юношества ).

Завершением работы конференции стала Резолюция принятая единогласно.

Резолюция
межрегиональной научно-практической конференции
«Детская библиотека: история, современность и перспективы развития»
Дети – будущее страны, её главный человеческий капитал. Для того чтобы интеграция России в сообщество развитых стран была успешной, уже сегодня надо заботиться не только о демографии и выживании детей, но и об интеллектуальном потенциале новых поколений.
Сегодня у детей в России есть союзник в лице российских детских библиотек. На протяжении жизни несколько поколений складывалась национальная сеть детских библиотек, выстраивалась система культурных, информационных, образовательных и социальных составляющих модели библиотечного обслуживания детей.
На сегодняшний день детские библиотеки повсеместно – практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для детей и их родителей. Это уникальный социальный институт, равно необходимый как отдельному ребёнку, так и обществу в целом. Уровень благосостояния библиотек – наглядная демонстрация степени экономического благополучия государства и зрелости общества.
На уровне Министерства культуры РФ часто обсуждается вопрос о необходимости преобразований и модернизации, а так же обращается внимание на создание на местах условий позволяющих библиотекам работать по-новому. Но во всех библиотеках должно быть общее объединяющее, т. е. библиотека – информационная, культурная, просветительская организация (ФЗ «О библиотечном деле» (1994), с измен. и доп. от 2 июля 2013года).
Выступления участников конференции свидетельствуют об активном поиске новых путей развития библиотеки. Для продуктивной деятельности на сегодняшний день необходимо:
  •  Сохранять и развивать специализированные детские библиотеки в Удмуртской Республике. (В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761) в разделе III. «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей» п. 6. «Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей», говорится о «реализации системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек и … оказании государственной поддержки общенациональным акциям по развитию детского чтения и литературы для детей…».
  • Предоставить самостоятельный выбор модели развития библиотекам в зависимости от конкретных реальных условий и потребностей юного читателя.
  • Определить Детскую библиотеку МБУК «Информационно-культурного центра Камбарского района» региональной экспериментальной площадкой по обслуживанию детей с ограничениями здоровья.
  • Обеспечить доступ всех детских библиотек Удмуртской Республики в Интернет. Слова Билла Гейтса о том, что если ты не существуешь в Интернете, то тебя нет, должны восприниматься как руководство к действию. Интернет и новые информационные технологии определяют процесс и формы медиатизации культуры. Они стали безграничным пространством групповой и межличностной коммуникации, где генерируются новые культурные смыслы и способы взаимодействия. Информационное общество, ориентированное на оперативное получение услуг с использованием веб-технологий, предъявляет новые требования к библиотекам. Детская библиотека должна стать первой ступенькой в программе медийно-информационной грамотности детского населения в республике. Именно поэтому, необходимо включение детских библиотек в муниципальные программы по социально-экономическому развитию городов и районов. 
  • Рассмотреть вопрос на уровне Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики об увеличении количества мест в ежегодном республиканском конкурсе по созданию мобильных библиотек на базе детских библиотек республики. 
  • Внести предложение о ходатайстве Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики о включении проекта БУК УР РБДЮ «Лучшая детская библиотека» в мероприятия республиканской целевой программы «Культура Удмуртии», реализация которого позволит улучшить комплектование фонда библиотек обслуживающих детей республики.
  • Активно внедрять современные технологии и практики во все направления библиотечной деятельности детских библиотек республики (в том числе через проектную деятельность).
  • Активно развивать межведомственные связи, кооперацию, координацию и межкультурный диалог с библиотеками Приволжского округа и страны. Продолжение сотрудничества в профессиональном журнале "Библиотечная палитра" – профессиональном журнале Управления культуры и искусства Липецкой области, ОБУК Липецкой областной детской библиотеки.

7 комментариев:

  1. Анонимный6 июня 2014 г., 14:32

    Конференция имет большое практическое значение. Много полезной и новой информации. Лично мне интересны темы Чудиновой Веры Петровны, особенно Концепция информационной безопасности. Спасибо коллегам РБДЮ за организацию и возможность (на месте) повышать свою квалификацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный6 июня 2014 г., 14:34

    На конференции были подняты очень важные вопросы библиотесной работы. Особо актуальны для меня модели деятельности детских библиотек на современном этапе.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный6 июня 2014 г., 14:37

    Выбранная тема очень актуальна. Выступления, прозвучавшие на круглом столе, не только познакомили нас с опытом пработ наших коллег, но и показали пути дальнейшего развития детской библиотеки. Конференция это неформальное общение и она помогает профессиональному росту.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный6 июня 2014 г., 14:46

    Конференция несомненно актуальна. Представлены интересные материалы выступлений. Это проектная деятельность Ярской ДБ и ЦГДБ им. М. Горького г. Ижевска. Получила более полное представление о моделях детских библиотек России. Следует отметить наглядность представленных материалов. Отрадно, что в конференции приляли участие библиотеки г. Чайковского Пермского края, а это положительно в плане налаживания связей с библиотеками других регионов. Программа конференции продумана и насыщена. Благодарны за возможность получения нового теоретического и практического материала

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный6 июня 2014 г., 14:53

    Делегации из г. Чайковского было очень интересно познакомиться с опытом работы библиотек Удмуртии. Доклады были содержательными. Много интересного для себя мы услышали в выступлениях за круглым столом. Результаты республиканского исследования (Пичугина Т. А.) дают толчок к действию, к дальгнейшему творчеству в работе с детьми. Интересен опыт работы с подростками (Бедило А. С.). Много интересных форм по привлечению неорганизованных читателей (Яковлева Л. В.). Выстпление Красноперовой Н. В. подтвердило общее мнение - в библиотеках нужны молодые, совменные кадры. Их владение новыми технологиями позволяет более эффективно продвигать чтение в детскую среду. Корепанова О. Е. очаровала своими умением работать с партнёрами, СМИ, современными формами работы. Организация конференции была на высоком уровне. Единственное пожелание - соблюдение регламента, динамичность проведнеия. Спасибо за обеспечение аппаратурой, за организацию отдыха и досуга, за тёплый приём. Дальнейших успехов.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный6 июня 2014 г., 14:57

    Конференция обогащена общением профессионалов за круглым столом со специалистами из г. Москвы, Петмского края, Татарской Республики. РБДЮ всегда отличалась качественным проведением повышения квалификации специалистов республики. Это всегда широкий круг привлеченных специалситов их других регионов России, столичных вузов и библиотек, научных сотрудников, специалистов библиотечного дела.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный6 июня 2014 г., 14:58

    Программа конференции интересная и насыщенная. Особый интерес вызвали выступления В. П. Чудиновой, коллег их Пермского края. Восторгаюсь работой Ярской ДБ, спасибо за хорошую организацию, за культпоход в театр.

    ОтветитьУдалить